Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
ГБДОУ детский сад № 34 Василеостровского района  
Телефон +7(812)-321-36-76
Адрес г. Санкт-Петербург23 линия ВО, д. 22-24, литер А199106
E-mail vasdou34@obr.gov.spb.ru

Педагог дополнительного образования

Пикалёва Мария Сергеевна


Консультации для родителей


Как хвалить творческие работы ребенка?"

Аппликация, поделка из пластилина, рисунок. Ребёнок обязательно показывает взрослым свои работы. И родители обычно активно откликаются, восхищаясь работой ребёнка.

Две стороны одной медали
Типичный ответ таков: «Как красиво! Какой ты молодец! Просто замечательно!». Что стоит за этими словами? В первую очередь родители хотят, чтобы инициатива ребёнка поощрялась. Похвала же способствует тому, что ребёнок и дальше старается что-то сделать.
Это одна сторона похвалы. А теперь посмотрим на обратную сторону. Ребёнок получил удовольствие и старается снова и снова получить похвалу. Но это не так-то просто. Сначала нужно нарисовать рисунок, и только потом рисунок оценят. А рисовать долго. И ребёнок быстренько рисует каляку-маляку и несёт показывать взрослому. И снова получает поощрение.
Только в первом случае ребёнок старался, а во втором – нет. А похвалу получил одинаковой интенсивности. Бывает ещё и так, что ребёнок рисует один рисунок за другим и буквально каждые три минуты подбегает к взрослому, который раз за разом искусственно восклицает: «Как хорошо! Как красиво!». Мало того, взрослый порой бросает лишь беглый взгляд и повторяет дежурные слова. И тогда ребёнку уже не важно, что он сделал. Он просто делает что-нибудь, чтобы услышать приятные слова.
В такой похвале очень мало ценности. Ведь в реальности содержание деятельности ребёнка не очень интересно родителю, и ребёнок не получает полноценной обратной связи.

 Как же похвалить ребёнка?
Лучше всего, обсуждая работу ребёнка, использовать феноменологический подход: описать то, что сделал ребёнок, найти какие-то особенности этой работы. И важно не оценивать ни ребёнка, ни результат его работы. Например, вы видите рисунок, на котором нарисован домик и девочка. Вы можете сказать примерно следующее: «Ты нарисовала домик и девочку. Домик жёлтый. Он очень аккуратно раскрашен. А у девочки розовое платье, как у тебя. Вот это дерево около дома, оно прямо как живое получилось. Кажется, что ветерок шевелит листья. И много цветов на рисунке. Все они яркие, разноцветные. Очень жизнерадостный рисунок. У меня улучшается настроение, когда я на него смотрю». Что говорит взрослый? Он не только описывает рисунок, он говорит гораздо большее. Он говорит: «Я вижу тебя, я вижу твой рисунок, я внимателен к тебе, и ты мне интересен. Мне интересен твой внутренний мир и содержание твоей работы».

Если мы говорим, что рисунок красивый, значит, подразумевается, что другой рисунок может быть некрасивым. И тогда ребёнок всеми силами старается соответствовать и рисовать именно красивые рисунки. А ведь творчество безгранично, и иногда важнее нарисовать что-нибудь страшное, нежели прекрасное. Например, ребёнок может рисовать свои страхи, обиды, гнев, злость, раздражение. И в этом случае слова взрослого о красоте рисунка будут звучать скорее, как непонимание ребёнка и даже пренебрежение к его внутреннему миру. Так, трудно назвать красивым рисунок, если ребёнок приносит вам лист, почти целиком замазанный краской. Правда? В этом случае взрослому лучше опять обратиться к феноменологии и сказать, например: «На этом рисунке много чёрного (зелёного, красного). Кажется, тебе хотелось всё зарисовать». Такие слова дают возможность ребёнку почувствовать принятие со стороны взрослого.
Давайте стараться не только хвалить работы ребёнка, но и видеть их!