Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
ГБДОУ детский сад № 34 Василеостровского района  
Телефон +7(812)-321-36-76
Адрес г. Санкт-Петербург, 23 линия ВО, д. 22-24, литер А, 199106
E-mail vasdou34@obr.gov.spb.ru
Махунова Любовь Николаевна  старший воспитатель 
Памятка для родителей
В детский сад без слез. Как помочь ребенку?
Бывают удивительные дети, у которых с самого начала посещения детского сада все хорошо. Они легко и без слез отпускают родителей, улыбаются воспитателям, сразу начинают играть с другими детьми. Однако большинство дошколят, впервые попадая в группу, плачут и испытывают трудности с адаптацией. Родители хотят больше времени уделять работе, но в то же время жалеют малышей. Как же помочь ребенку, чтобы каждый поход в детский сад не превращался в трагедию?

С вами все нормально!
Если ребенок до 3 лет со слезами расстается с мамой, а потом отвлекается на игрушки или действия воспитателя – это нормально. Есть малыши, которые в первые недели не могут успокоиться весь день и встречают родителей со слезами. Некоторые, наоборот, начинают конфликтовать с детьми и воспитателем. Это тоже нормально. Практически все родители беспокоятся о своем чаде, переступившем порог группы: «Как же он/она там без меня?» И это тоже вполне естественная реакция на расставание, ведь вы все-таки оставляете родного человечка с чужими людьми. В первую очередь, взрослому, который отводит ребенка в садик, нужно понять: какими бы острыми ни были первые эмоции у вас и малыша в первые дни, что бы вам ни говорили другие люди, с ребенком и с вами все в порядке. Вы не перестаете быть «хорошим родителем», а он не становится «неправильным» от того, что вы оба нервничаете из-за этой перемены в вашей жизни.
Почему ребёнок плачет?
Причин может быть несколько:
• Он не подготовлен к посещению детского сада – его не предупредили заранее, что привычная жизнь скоро изменится.
• Ребенок впервые видит большое скопление незнакомых людей, раньше его социальные контакты были ограничены.
• Режим дня дома не совпадает с режимом в саду – тяжело рано вставать и спать днем, принимать пищу и гулять в непривычное время.
• Малыш ослаблен из-за того, что беременность проходила тяжело, у мамы был сильный токсикоз, она болела или были осложнения при родах. Или ребенок сам болел в первые три месяца жизни.
• Ребенок часто болеет и из-за этого с самого начала посещает сад «урывками», не успевая привыкнуть.
• Повлияли особенности характера и нервной системы: одни дети плачут только в первые дни, а потом успокаиваются, другие – начинают хныкать только на второй день или через 1-2 недели, третьи – устраивают истерики только при родителях, а после их ухода спокойно играют и т. д.
Когда закончатся слёзы?
У каждого ребенка адаптация к детскому саду протекает по-своему.
• При легкой адаптации (2-4 недели) ребенок быстро справляется с негативными эмоциями, легко отпускает родителя. Через несколько дней он начина . ет сам заходить в группу, слушаться воспитателя и играть с другими детьми или рядом с ними
• При адаптации средней тяжести (1-2 месяца) от слез и истерик малыша приходится отвлекать воспитателю. В течение нескольких недель стресс может вызывать у ребенка не свойственные ему ранее проявления апатии или агрессии, трудности со сном, снижение аппетита и познавательного интереса, ухудшение иммунитета. Но к концу периода адаптации уровень стресса уменьшается, и все показатели приходят в норму.
• Тяжелая адаптация может длиться от 2 месяцев до нескольких лет. Все это время ребенок категорически отказывается общаться с воспитателем, играть с детьми, есть и спать в саду, часто болеет, кричит и плачет при расставании или наоборот – впадает в ступор. Родителям в этом случае стоит обратиться к специалистам (психологу, неврологу, врачу-педиатру) и вместе разработать план дальнейших действий вплоть до отказа от посещения детского сада.


Памятка для родителей
Как помочь ребенку вернуться в детский сад после долгого перерыва?
Когда подходят к концу долгие праздники, наполненные радостными встречами, улыбками и настоящим зимним волшебством, даже взрослым бывает трудно переключиться на рабочие будни. Что уж говорить о дошкольниках, для которых любая перемена в распорядке дня может превратиться в настоящее испытание? А ведь чтобы помочь ребенку вернуться в детский сад после каникул с минимальными потерями для его и родительской нервной системы, достаточно соблюдать несколько правил. О них мы и расскажем в нашей памятке. Изменения режима должны быть плавными - Конечно, лучше всего не менять время для детского сна и питания на время праздников. Но если вы все же поддались соблазну поспать побольше и попробовать все самое вкусное вместе с ребенком, не стоит опускать руки. Перестроиться из «ленивого» режима в рабочий будет сложнее, но есть маленькие хитрости, которые спасут положение.
- Начните приближать меню и режим дня к будничным заранее, постепенно делая подъем и отход ко сну более ранними, а питание более разнообразным и полезным.
- Принимая гостей или отправляясь к родственникам, участвуйте с ребенком в общении с другими детьми и взрослыми. Не бойтесь оставлять ребенка с папой, бабушкой или другими близкими, которым доверяете. Так навыки, необходимые для успешной социализации, продолжат развиваться.
- Позволяйте ребенку проявлять самостоятельность, продолжайте обучение навыкам самообслуживания и умению просить о помощи в случае затруднений.
- Постарайтесь в спокойной обстановке вместе вспомнить, что малыш узнал на занятиях в прошлом году. Повторите то, что получалось не очень хорошо, еще раз похвалите за самые яркие предновогодние успехи и победы. Играйте в игры, читайте стихи и пойте песни, которые ребенок выучил в детском саду ранее.

Консультация для родителей


ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ – ЭТО УЛУЧШАЕТ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ.
1.С МАЛЫШАМИ ДО ТРЁХ ЛЕТ:
  • Предоставьте ребёнку уютное местечко, набросайте туда подушки и мягкие игрушки, чтобы он мог там понежиться.
  • Поиграйте с ребёнком в прятки или в кошки-мышки с участием мягких игрушек или домашних животных.
  • Поиграйте с водяными игрушками ( ситечками, воронками, чашками лодочками) в пластиковом тазике или переносном бассейне.
2.С ДЕТЬМИ ОТ ТРЁХ ДО СЕМИ ЛЕТ:
  • Сыграйте для ребёнка какую-нибудь роль из его любимого произведения. Пригласите ребёнка присоединиться, но не настаивайте на его участии.
  • Спойте вместе детскую песенку.
  • Проговорите вместе детские считалочки.
  • Имитируйте вместе «танцы» животных, например ящерицы, лягушки, кенгуру.
  • Постройте вместе домики из песка или конструктора.
  • Послушайте музыкальные сказки.
  • Поиграйте вместе в настольные игры.
  • Посмотрите вместе по телевизору передачу о природе, животных или путешествиях.
  • Поразгадывайте вместе загадки.
  • Разыграйте пантомиму, например, изобразите действия человека , который заблудился.
  • Попробуйте изобразить разные эмоциональные чувства: весёлость, недовольство, гнев, грусть, гордость или непонимание.
  • Слепите животных из глины или пластилина.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЁНКА.
  • Монолог ребёнка, отстаивающего свои права и приглашение взрослых к диалогу.
  • Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне всё, что я прошу. Я просто испытываю вас.
  • Не бойтесь быть твёрдым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить своё место.
  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши просьбы.
  • Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить; это поколеблет мою веру в вас.
  • Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то я попытаюсь достичь ещё больших «побед».
  • Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу!» Это небуквально, я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
Использована книга работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/авт.-сост. Е.В.Шитова.— Изд.2-е.- Волгоград: Учитель.
Консультация для воспитателей
Тема: Что стоит за «плохим» поведением.

Случается, что ребенок регулярно демонстрирует негативное поведение: показное непослушание, физическую агрессивность, жестокость.
Следует одновременно сделать три вещи:
-Определить возможные факторы, обуславливающие поведение ребенка, и приступить к их изменению.
-Создать в группе атмосферу заботы, понимания, поддержки и поощрения, чтобы у детей отпала необходимость демонстрировать вызывающее поведение.
- Конструктивно вмешиваться в тех случаях, когда дети ведут себя плохо, корректировать такое поведение, обучать навыкам самоконтроля и самоуважению.
У любого плохого поведения есть причина, хотя порой ее трудно обнаружить.
Плохое поведение «срабатывает», и ребенок получает то, что он хочет ( игрушка, внимание).
Плохое поведение может быть «нормой»- типичным для того, что ребенок видит дома.
Плохое поведение может быть способом выражения гнева, страха или других эмоций. Ребенок просто не знает способа правильного выражения.
Потеря контроля может быть вызвана физическими обстоятельствами: плохим питанием. Самочувствием, аллергией, аутизмом или отставанием в развитии.
Дети чувствуют себя беспомощными, ненужными и утверждают свою силу и правоту.
Дети не знают другого способа получить то,что они хотят.
Понимание может быть главным способом оказания помощи ребенку.
Рекомендации и советы.
  • Эффективной стратегией помощи детям, демонстрирующим негативное поведение, является предоставление им самостоятельности. У детей должна быть возможность самостоятельно делать выбор, принимать на себя лидерство и ответственность. Детям важно, чтобы их принимали всерьез и поручали сложные задания.
  • Еще один способ профилактики плохого поведения состоит в том, чтобы ясно объяснять детям, чего от них ждут. Следует готовить успех  детей, а не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения.
  • Наименее эффективный способ реагирования - наказание. Большинство детей демонстрирующих негативное поведение, уже чувствуют себя деморализованными и слабыми. Наказание только обостряет их чувства, ухудшает реакцию на воспитателя, приводит к соперничеству между ребенком и взрослым, вместо доверия и уважения.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Тема: Предлагать ли детям делится?
В раннем возрасте дети. Скорее всего, не готовы искренне делиться своими игрушками, предметами - они представляют для детей осязаемую чувственную желанную ценность.
Примерно в возрасте 3-4 лет игрушки, предметы приобретают смысл осознаваемого личного пространства: «Я», «мое».
В 4-5 лет одно из назначений игрушки или предмета - быть средством установления дружеских отношений с другими людьми.
В 5-6 лет - это еще и способ обозначить свои личностные  особенности, достижения, достоинства.
 Учитывая эти возрастные особенности, а также принимая во внимание особенности индивидуальные  (отношение семьи к вещам ребенка, например) и традиции группы (а не лично ваши) с детьми можно договориться.
  • С ребенком раннего возраста: «Конечно, это твоя машинка. Димина машинка. Дима с машинкой играет. Когда Димочка поиграет с машинкой, мы с Колей попросим машинку. Дай, Дима, поиграть машинку Коле». Проблема в том, что у ребенка нет умения,  корректно заявить, о своем желании. Нужен образец.
  • С детьми старшими: «Это Олины карандаши. Оля хорошая девочка. Если мы вежливо попросим, она позволит нам порисовать вместе с ней». Каждому ребенку этого возраста важно быть хорошим. Тем более, что вы не предлагаете просто отдать, вы предлагаете порисовать вместе. Не уходите сразу. Вместе - это и с вами тоже.
  • В возрасте 5,6 лет логика примерно та же: подчеркните ПРАВО ребенка на предмет - это успокоит страсти. Затем обозначьте причину этого права - это придаст уважение «собеседника» к вам и претендента к «собственнику, даст понимание причины сопротивления. «Сашина машинка. Саша собирает гоночные машинки. Он знает много названий. Давай попросим его рассказать, какая самая быстрая машинка». Не оставляйте детей сразу - побудьте вместе с ними- это даст импульс позитивному содействию сторон. Длинно? да. Но короче только путь войны, где пострадавшими будут все.