ГБДОУ детский сад № 34 Василеостровского района 

­­

­

Телефон +7(812)-321-36-76
Адрес г. Санкт-Петербург, 23 линия ВО, д. 22-24, литер А, 199106
E-mail vasdou034@gmail.com, vasdou34@obr.gov.spb.ru
Консультации Волковой Елены Владимировны 

Как и за что хвалить ребенка?
Все мы хотим, чтобы нас заметили и похвалили. Чего хочет ребенок, который протягивает воспитатели только что выполненный рисунок и спрашивает: «Красиво?» Возможно, он чувствует себя не защищенным или у него низкая самооценка, или он хочет установить контакт, или ищет подтверждения правильности своих действий, или…
Может быть, просто сказать: «Молодец, красиво»? Так чаще всего, мы и поступаем. Так, чаще всего, поступать и не стоит.
Как быть?
Итак, ребёнок показывает картинку, которую только что нарисовал. Воспитатель(рассматривая с искренним интересом): «Ты нарисовал вот здесь большой дом, из трубы идет густой дым, а внизу я вижу что – то синее, здесь еще пустое место…»
Когда результаты деятельности ребёнка встречают такой безоценочный приём, когда проявляется внимание к деталям, ребёнок, как правило, забывает исходный вопрос и начинает осознавать свои действия. Можно слышать, как ребёнок подхватывает слова взрослого. Включается в разговор и комментирует рисунок: «У меня здесь три окна – одно маме, второе папе, а это – для меня и Тузика. А вот здесь у меня речка. Тут будет машина, я ещё не успел нарисовать, сейчас нарисую…» Вдумайтесь в эти слова, почувствуйте, как меняется состояние малыша. Если в самом начале была зависимость от слова взрослого, то в ходе разговора ребёнок не только получил желаемое одобрение, но и почувствовал неформальную заинтересованность, утвердился в своих достижениях, включился в общение, увидел перспективу своих действий.
Теперь ребёнок свободен и сам оценивает свою работу.
Вам показалось, как всегда, слишком длинно?
Используйте, иногда, короткую фразу: «Важно не то, что я считаю красивым, а то, что ты сам думаешь о своем рисунке». «Важно то, что думаешь ты сам».
Ещё пример:
- Посмотри, что я делаю.
-Ты играешь с глиной.
-Что мне сделать?
-Ты можешь сделать все, что захочешь.
-Ладно, я сделаю птичку.
-Ты решил сделать птичку.
Старательно лепит, наконец, поднимает руку с вылепленной «птичкой».
- Вам нравится?
-Ты очень старался.
В конечном счёте, важно, что думаем мы сами.